Меморандум
Заявки
Концепции
Правила
Локации
Оргвопросы
Форум

Тому, кто часто имеет дело с древними мифологическими текстами, преданиями и легендами, привычна их сложная структура. Редко излагается событие или описывается характер в историческом ключе, обычно это художественное переложение, с массой упущений и допущений, с привлечением общих для того времени и культуры образов и канонов, скрытыми аллюзиями на другие тексты и корпусы текстов, заимствованиями из других легенд… Специалист, будучи тренированным человеком, принимает все эти сложности как данность, знает, что такая структура нормальна, и что написанное вряд ли следует понимать буквально.

Человеку же, не привычному к этим особенностям, воспринимать такие тексты тяжело. Много несообразного, непонятного, а персонажи, которых в легенде называют героями, кажутся в лучшем случае идиотами, в худшем – предателями, а их окружение паталогически легковерно и не способно мыслить самостоятельно.

Дело же не в том, что провозглашённые в преданиях герои на поверку вовсе таковыми не являются, а в том, что легенда описывает не всю их жизнь, а какие-то отдельные моменты. Причём описывает не подробно и точно, а искажённо. Поэтому нельзя воспринимать такие источники как тематическое досье или фундаментальное исследование.

Толкиен как профессор филологии прекрасно владел техникой стилизации «под древнюю легенду» и структуру своих произведений строил сообразно мифологическим текстам – поэтому нет ничего удивительного, что сейчас его тексты именно как легенды и воспринимаются. «Сильмариллион» - это, в первую очередь, героический эпос, а жанр героического эпоса вообще не подразумевает следования бытовой логике или документального и беспристрастного изложения событий. Пусть вас не смущает, что вы слышали словосочетание «эльфийские хроники» применительно к историям об эльфах, пусть не смущает и наличие конкретных дат и имён. Это совсем не исторические хроники с их строгостью и стремлением к точности (в рамках допустимого политической коньюнктурой, конечно). Поэтому клнкретные сведения оттуда извлекаются с бОльшим трудом, чем из подлинных хроник, а о многом, что было бы важно для нас, не рассказано вовсе.  

В истории эльфийского народа, о котором написан «Сильмариллион», есть немало эпизодов, которые сторонним наблюдателем, разумным и развитым человеком, не могут быть интерпретированы иначе, чем свидетельства глупости, недалёкости, умственного помутнения у отдельных представителей эльфийской расы или у всей расы в целом. За 20 лет ролевых игр мы все не раз сталкивались с «альтернативным взглядом», когда «эльфы были сами во всём виноваты», «эльфы – дети, неразумные и безответственные», «на самом деле Мелькор был прав, а просто эльфийская точка зрения – это сплошь чёрный пиар»…

Отринем. Эти теории, несомненно, принесли немало радости, фана и веселья как создателям, так и участникам игр в таком ключе, но мы, мастерская группа ХИ-2011, стоим на классической точке зрения.

И вот тут у нас, МГ ХИ-2011, возникает немалая сложность: если эльфы и последовавшие за ними три рода Адан – действительно светлые, если свет – это действительно добро, созидание. гармония и правда, то как получилось, что именно стараниями эльфов и пресловутых трёх родов или же при их попустительстве произошли все беды прошлых трёх эпох?

И именно здесь момент интерпретации текста становится ключевым.

«Сторона обвинения эльфов» скажет: у них самих написано то-то и то-то, они подтверждают, что сделали так-то, и при этом называют себя светлыми, что немыслимо. Альквалонде, захват Гондолина, падение Нуменора… Века братоубийственных войн, предательство и подлость одних и бездействие и безмятежная слепота других…

Обратим  внимание вот на что.

Ни в «Сильмариллионе», ни в «ВК», ни в других работах Толкиена нет акцента на описание повседневного, стабильного, нормального существования в течение сколь-нибудь долгого времени. Описания целых веков даются вскользь, и суть описаний сводится просто к формуле «жили-были».

Между тем, персонажи, поведение которых явилось катализатором необратимых негативных последствий, становятся в центр повествования, описаны со всех сторон, им уделено много внимания.

И, естественно, именно их мы почитаем за образцы, за ключевых представителей своего народа. А ведь они, по сути, мальчиши-плохиши, да ещё о которых мы узнали во всех подробностях.

Безусловно, для понимания расы нам эти подробности важны, но, скажем, толчок к событиям Первой эпохи – создание Сильмариллов и откровенное впадение Феанора в грех гордыни – это событие не рядовое, а из ряда вон. Сам Феанор – это не образец для подражания, а пример того, как даже очень талантливый эльф может не справиться с собственными страстями. Помните, как он погиб? Обуянный гневом, утратил холодность полководца, попал в окружение к балрогам и скончался от ран, перед смертью потребовав от сыное клятвы, котоаря стала затем их проклятием. Это, отчасти, дидактика: смотрите, потомки, как не надо. Держите себя в руках, потомки. Дидактичность – непременная составляющая любого древнего текста.

То же и с остальными персонажами, которые по рождению, происхождению и общей истории принадлежат к «светлым», но их «тёмные» поступки отразились на ходе истории фатально. Это вовсе не делает их жизнь нормой для светлых. Это как раз антинорма. У Толкиена это красной нитью: именно наличие Тьмы в мире провоцирует, толкает на гибельные, необратимые поступки, разобщает, отводит глаза. Не надо забывать, что Феанор всё время находился под влиянием Мелькора. Резня в Альквалонде – пример того, как можно даже светлых «раскрутить» на тёмные дела – Тьме только того и надо, чтобы все передрались, все считали друг друга предателями и были каждый сам по себе и сам за себя. Разделяй и властвуй.

Что же такое Свет?

Разумеется, речь идёт о духовном свете, хотя  в мире Толкиена ему дана большая возможность физического проявления. Но чтобы не уходить в философские дебри (мы всё-таки делаем игру), можно назвать несколько более простых и понятных всем проявлений света.

1)      Созидание. Светлый потому светлый, что он творит. Эльфы, люди и гномы творят по-разному, разное, с разной целью – но момент стремления к созиданию, творческому участию в мире их всех объединяет. Здесь под творчеством не следует понимать сочинение песен и рисование картин – творчески можно отнестись к любому делу. Светлый творит, когда трудится, для него труд – радость.

2)      Развитие. Точно так же, все развиваются по-разному, но стремление к изменению себя – это непреложная черта светлого. Да, эльфы нуждаются в этом куда меньше, чем люди, а у гномов эти процессы постороннему глазу могут быть не заметны вовсе - но в рамках, задаваемых расой, желание развиться, научиться бОльшему, узнать больше – это признак света. Развитие может состоять и в преодолении прежних ошибок – как в случае одного персонажа, так и в случае целого народа.

3)      Доброта и милосердие. Не нужно путать с трусостью и слабостью, но у светлых нет стремления применять насилие без крайней на то нужды. Сюда же – и бережное отношение к окружающему миру.

4)      Гармония, свет души. Внутреннюю гармонию способен ощущтить даже самый запущенный персонаж – вспомните, что Толкиен писал о Горлуме. Гармония может проявляться в творчестве, и тогда она неразрывно связана с созиданием и развитием – в стремлении и умении создать нечто совершенное.

5)   Альтруизм. Светлый не живёт только дял себя, не действует только ради себя, не творит только для себя. Он способен пожертвовать собой ради других.

Все эти пять признаков в совокупности и дают образ идеального светлого. Конечно, светлые у Толкиена не идеальны - но стремятся. Антитезой им являются тёмные, и перечисленные признаки отражаются в образе жизни тёмных своими антиподами.

Разумеется, тёмный – это не всегда персонаж, который сознательно следует злу. Нередко это существо (в первую очередь, человек), который никогда не сталкивался со светом – не чувствовал себя творцом, не испытывал радости от труда, жизнь видит изнутри собственных страданий. Тьма в его случае – это и дикость, невежество, непонимание мира и себя. Неудивительно, что в такой системе координат вертикаль вверх рисуется исключительно вертикалью порабощения: могущество – это когда много заграбастал и многих подчинил. И неудивительно, что основой этой философии становится разрушение. Как мы помним, принципы Тьмы – это разрушение, искажение, морок, эгоцентризм и жажда абсолютной власти.

А все смутные, малопонятные места в источниках типа «и стояли они так долгие годы» - просто поэтические образы, не стоит воспринимать их буквально :)

На главную страницу